КРАЖА МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ СО СТОРОНЫ ПАЦИЕНТА.

06-03-2017 14:18.

    Потребительский экстремизм в медицине, к сожалению, явление не редкое и многие медицинские клиники уже столкнулись с данным явлением. Обвинение со стороны пациентов в оказании некачественных медицинских услуг и требование денежных средств за уже оказанные услуги весьма распространенное явление.

            В этой статье мы рассмотрим такой способ потребительского экстремизма, как кража документации и правовые последствия таких действий.

        Во многих клиниках для удобства в медицинские карты подшиваются и юридические документы, такие как договор, план лечения, акты выполненных работ и т.д. Как правило, это подлинники юридической документации между клиникой и пациентом Копий с данных документов в клинике не делаются, с целью экономии денежных средств.

     В соответствии с действующим законодательством, пациент вправе знакомится с медицинской документацией. В связи с данным фактом, участились случаи кражи медицинской карты и соответственно юридических документов между клиникой и пациентом.

          Расчет пациента-экстремиста состоит в том, что если у клиники не будет медицинской и юридической документации, клиника не сможет доказать, что медицинские услуги были оказаны пациенту.

            Далее, пациент обращается с претензией в медицинскую клинику о возврате денежных средств за неоказанные услуги. Как показывает практика, некоторые клиники выплачивают пациентам денежные средства, поскольку нет документации подтверждающей, что услуги были оказаны.

            Более правильным, представляется защита интересов клиники в судебном порядке, поскольку суды «встают» в данном случае на сторону медицинских клиник.

Пример из судебной практики:

            Пациент обратилась в суд с требованием о взыскании денежных средств за неоказанные услуги, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда и штрафа за отказ от удовлетворения требования потребителя в размере 50% от цены иска.

            В исковом заявлении пациент указывала, что она внесла предоплату за медицинские услуги, договор с ней заключен не был, медицинских услуг она не получала и просила суд удовлетворить ее требования.

            Суд отказал пациенту в удовлетворении ее требований в полном объеме в связи со следующими обстоятельствами:

            В соответствии со ст.32 Закона «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.

            Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

            Суд истребовал из отделения милиции материалы проверки по заявлению руководства клиники по факту похищения со стороны пациента медицинской и иной документации.

            Были допрошены в качестве свидетелей медицинский и административный персонал клиники, которые подтвердили факт оказания услуг пациенту и факт похищения медицинской документации пациентом из клиники.

            В качестве доказательств, оказания медицинских услуг суд принял акты выполненных работ, подписанных со стороны клиники.

            Также, суд принял во внимание тот факт, что даты чеков пациента согласуются с датами оказания медицинских  услуг, представленных медицинской клиникой и оценил данный факт, как доказательство оказания медицинских услуг пациенту.

            Принимая во внимание установленные, в ходе рассмотрения дела, фактические обстоятельства, суд пришел к выводу, что ответчиком нарушения прав и законных интересов истца допущено не было, поскольку достоверно установлено, что истцом были оплачены оказанные ответчиком платные медицинские услуги, в связи, с чем в удовлетворении требований истца надлежит отказать.

                        В случае похищения документации необходимо:

1.      Написать заявление в правоохранительные органы о факте похищения медицинской документации.

2.      Взять с персонала клиники объяснительные записки по факту хищения документации.

3.      Составить акты выполненных работ по данному пациенту.

4.      Восстановить, если это возможно платежные документы.

 

      Таким образом, даже в случае похищения медицинской и иной документации не следует спешить выполнять незаконные требования пациента.

 

Адвокат Черкашенин В.А.

8 926 091 09 71

pochtavadim@rambler.ru